Zeekr – новый китайский электромобиль, бренд NEV-группы компании Geely. Марка относительно молодая и запущена лишь в 2021 году. Сегодня электрокары продаются в Центральной Азии, Европе, Китае, на Ближнем Востоке и вот, наконец, добрались до России. Бесспорно, машина вызывает множество вопросов, а потенциальные покупатели проявляют здоровый интерес. Но сегодня поговорим об «электрических сердцах» Zeekr 001 и Zeekr 007 – тяговых аккумуляторных батареях.
На электрокарах применяются аккумуляторы двух типов:
- LFP – железо-фосфатные;
- NMC – никель-кобальт-марганцевые.
А теперь подробнее.
Тяговый аккумулятор Zeekr 001
Начнём с факта. В прошлом году в Китае провели тест-соревнование на лучший реальный запас хода среди шести топовых электрокаров. Так вот, лучший результат показал Zeekr 001. Он с лёгкостью обошёл таких фаворитов, как Tesla Model Y и Tesla Model 3. Тесты проводились авторитетным китайским изданием Autohome.
От Zeekr в соревнованиях принимала участие полноприводная версия с аккумуляторной батареей на 100 кВт×ч и запасом хода 536 км. По факту машина проехала 494 км и показала лучший результат по соответствию на заявленный запас хода – 92,16%. Стоит напомнить, что Zeekr 001 ещё и разгоняется с места до 100 км/ч всего за 3,8 сек. Такую ураганную динамику обеспечивают два тяговых электродвигателя с суммарной мощностью 544 л.с.
На Zeekr 001 применяются тройные аккумуляторные батареи с «полюсным сердечником» литиевого типа ёмкостью 100 кВт×ч и 86 кВт×ч. На одном заряде заднеприводный электрокар с двумя моторами и батареей ёмкостью 86 кВт×ч способен проехать 526 км. Максимальное расстояние, которое проедет Zeekr 001 с одним электродвигателем мощностью 272 л.с. и аккумулятором ёмкостью 100 кВт×ч, составляет 712 км. Двухмоторная полноприводная комплектация с батареей на 100 кВт×ч проезжает на одном заряде порядка 600 км.
А теперь о долговечности…
Несмотря на то, что Zeekr 001 в течение третьего квартала 2023 года оставался самым популярным электромобилем в России, вопрос надёжности тягового аккумулятора шутинг-брейка долго оставался нераскрытым. Но недавно китайские собраться-автомобилисты стали аккуратно делиться информацией о состоянии аккумулятора. За 20 000 км пробега батарея электрокара не выказывает практически никаких признаков «старения»: ёмкость остаётся на высоком уровне, эффективность заряда тоже. И это приятные результаты первых месяцев эксплуатации.
Кто-то скажет, что 20 000 км не показатель, автомобиль только заканчивает обкатку. И тут можно привести тот факт, что у Zeekr 001 с пробегом более 100 000 км емкость падает не более, чем на 4,19%.
Тяговый аккумулятор Zeekr 007
Высококлассный электромобиль от Geely Group оснащается тяговой аккумуляторной батареей LFP ёмкостью 75,6 кВт×ч, а также тройным аккумулятором NMC ёмкостью 100 кВт×ч. В зависимости от типа силового агрегата запас хода составляет от 688 км до 870 км.
Ранее представительство бренда сообщало, что седаны с электроприводом будут продаваться в задне- и полноприводном вариантах, мощность которых будет составлять 310 и 475 кВт соответственно.
На сегодняшний день известно, что с конвейера уже стали сходить:
- Заднеприводные версии мощностью 310 кВт с аккумулятором LFP 75 кВт×ч от производителя Quzhou Jidian EV Tech. Заявленный запас хода 688 км;
- Заднеприводные электрокары мощностью 310 кВт, оснащённые тройной батареей NMC на 100 кВт×ч от компании СП CATL-Geely. Ожидаемый запас хода составляет 870 км;
- Полноприводные электромобили мощностью 475 кВт с тройной батареей NMC на 100 кВт×ч СП CATL-Geely. Ожидаемый запас хода 723/770 км.
Запас хода на одном заряде у Zeekr 007 4WD будет зависеть от размеров дисков и спортивного пакета, который устанавливается опционально.
Примечательно, что в ноябре 2023 Geely презентовала полноприводный вариант Zeekr 007 с батареей LFP ёмкостью 75,6 кВт×ч. Но пока производство машины поставлено на паузу из-за низкого запаса хода.
О каких рисках необходимо знать будущим владельцам Zeekr 001 и Zeekr 007
Как и на всех электрокарах, на Zeekr 001 и Zeekr 007 функционирует две электросети. Первая является тяговой и питается от основной батареи при напряжении 400 В. Вторая, «бортовая» электросеть, имеет напряжение 12 В. Она классическая, как у любого автомобиля, и питает вспомогательное оборудование, мультимедиа, электронику и т.д.
На Zeekr для 12-вольтовой бортсети предусмотрена отдельная АКБ. Если она по каким-либо причинам «сядет», то электрокар станет «мёртвым». Именно низковольтная батарея питает запуск основных систем и управляет работой электродвигателей. Даже, если тяговый аккумулятор будет заряжен, запустить машину не получится.
Также стоит помнить, что 12-вольтовую батарею Zeekr ни в коем случае нельзя «прикуривать». При такой попытке можно легко повредить инвертор, который стоит сотни тысяч рублей.
ВАЖНО: Zeekr 001 и Zeekr 007 нельзя буксировать. На электрокарах установлены двигатели, которые способны переходить в генераторный режим. Вспомним электротехнику и «принцип обратимости». Т.е. при буксировке они начнут вырабатывать электроэнергию, к «приёму» которой бортовая сеть может оказаться не готова. Если электрокар поломается, его можно перемещать только на эвакуаторе.