На днях без особой помпезности состоялся технический запуск завода по сборке двигателей китайской компании Haval в индустриальном парке «Узловая» под Тулой. Там будут собирать, пока из китайских комплектующих, двигатели рабочим объемом 1,5 и 2,0 л, закрывая почти полностью потребность в моторах основного автосборочного предприятия по соседству, выпускающего частично локализованные в России модели F7/F7x, Jolion, Dargo.
Запуск завода планировался еще на 2022 г, но был перенесен. И дело тут не в известных политических событиях, а в банальном волюнтаризме российской бюрократии: китайцам "забыли" продлить предусмотренные договором льготы. Однако Китай не тот партнер, соглашения с которым можно "пересматривать в одностороннем порядке", в ответ они вывезли назад уже доставленное оборудование. Тем не менее, компромисс был достигнут и развитие автосборочного комплекса продолжилось.
Смысл запуска сборки ДВС не в снижении цен, ввиду особенностей российской фискальной системы авто местной сборки зачастую выходят даже дороже импортированных из Китая. Но повышение уровня локализации дает возможность подогнать модель под требования госпрограмм субсидирования, а это существенная доля рынка.
Отсюда и планы расширения моторного производства, к сборочному цеху в будущем рассчитывают добавить цех механической обработки, где непосредственно из заготовок будут выпускаться готовые детали двигателей для сборочного цеха. Однако оборудование для точной металлообработки довольно дорогое, очевидно, окупится оно лишь с ростом объема выпущенных моторов, а пока проектная мощность запущенного завода около 100 000 ДВС в год.
Примечательно, что собранные двигатели на финальном этапе будут проходить проверку пробным запуском. Разумеется, это не полноценная обкатка, но такой метод позволит избежать явных дефектов сборки, что особенно важно на этапе отладки производственной линии.
«Данный комплекс является очередным этапом реализации обязательств в области локализации автомобилей. Глубокая локализация способствует укреплению наших позиций на рынке», — сказал президент Haval (Россия) Чжан Цзюньсюе
Основное сборочное производство Хавал
Проектная мощность всего тульского автокомплекса Хавал-Россия составляет 150 тысяч машин в год, а расчетная локализация порядка 80% должна быть достигнута к 2026 г. Но и сейчас список российских компонентов заметно вырос:
- часть деталей кузова из российского металла;
- лакокрасочная продукция;
- лобовое стекло с подогревом;
- сидения в сборе и часть деталей интерьера;
- топливный бак;
- аккумулятор;
- шины и диски.
На нем также произошли значительные изменения. Только сварочных роботов добавлено 110 штук, а суммарное число автоматизированных постов достигло 251. В том числе:
- 4 новых сварочных поста, теперь их 6;
- робот, вклеивающий задние стекла;
- сварочный участок подсборки деталей пола;
- 7 дополнительных окрасочных робота;
- второй контрольный световой туннель.
В итоге модернизация и дооснащение автоматизированным оборудованием позволила сократить такт сборки со 182 до 90 секунд, на практике это означает рост производительности комплекса вдвое.
Очевидно, китайские партнеры с оптимизмом смотрят в будущее российской экономики и не собираются сворачивать свои инвестиционные программы.