В условиях, которые сложились на отечественном рынке специальной автомобильной техники, китайские автопроизводители значительно увеличили свою долю на рынке. Поиск замен для санкционных элементов грузовиков осложнил производство отечественных грузовиков, и китайцы из FAW быстро этим воспользовались.
Самосвал FAW J6 выпускается с различными колесными формулами, а также с тремя моделями дизельных двигателей мощностью от 375 до 420 л.с. И именно силовые агрегаты мы рассмотрим подробнее.
Что за двигатель в FAW J6
Обозначение J6 определяет кабину, установленную на шасси. На родине в Китае грузовики во всю катаются с кабинами J7 еще с 2019 года, у нас же доступны грузовики с кабиной прошлого поколения. На российском рынке для данного грузовика предлагается исполнение с тремя различными двигателями:
- CA6DL2–37E5;
- CA6DM2-39E51;
- CA6DM2-42E51.
Все силовые агрегаты соответствуют нормам ЕВРО-5 и отличаются отдачей. Младшая версия развивает 375 л.с., средняя 390 и старшая 420 л.с. Производство двигателей налажено в городском округе Уси, Китай на заводе Wuxi Diesel Engine Works. Пару мотору составляет безальтернативная механическая КПП на 12 ступеней.
Двигатель CA6DL2-37E5
Младший двигатель в линейке силовых агрегатов. Рядный дизельный двигатель с 4-мя цилиндрами. Объем 8,6 л, мощность 375 л.с и крутящий момент до 1550 Нм. Прародителем китайского двигателя стала линейка силовых агрегатов Cummins ISL, хотя китайцы и применили более современные решения, к примеру переместили шестерни привода со стороны маховика, тогда как Камминс они находятся спереди.
По некоторым данным в разработке двигателя приняли участие Австрийские инженеры из AVL LIST GMBH, которые за свою историю разработали двигатели практически для всех европейских производителей.
В данной серии дизельных двигателей используется непосредственный впрыск топлива, а основными конструктивными различиями является использование различных ТНВД, форсунок и нагнетателя.
В младшем двигателе используется ТНВД Bosch CPN2.2-6DL2, форсунки Bosch CRIN2-6DL2 и один из двух нагнетателей:
- Holset HX40W;
- Honeywell GT35.
ФАВ практикуют использование разных двигателей для своих грузовиков в других регионах мира, если того требует заказчик, чаще всего это моторы от Wei Chai, но в РФ такие грузовики официально не завозились.
Конструктивно младший двигатель не поражает воображение, что хорошо. Блок полностью выполнен из чугуна, в нем установлены мокрые сменные гильзы. Проблем во время капиталки поршневой не возникнет.
Как всегда, есть нюанс. Практически 99% моторов оснащаются поршнями выполненными из алюминия со стальной вставкой для термокомпенсации. Поршневые компрессионные кольца имеют чугунную вставку. Но есть единичные случаи, когда при капитальном ремонте ранее не вскрывавшегося мотора CA6DL2-37E5 вынимали стальные поршни Mahle. С завода такие поршни можно встретить на передовых моторах гигантов вроде MAN, Scania или Mercedes-Benz.
Все цилиндры имеют единую головку блока, выполненную из чугуна, каждый цилиндр оснащен 4-я клапанами. Китайские производители обещают идеальную подгонку деталей, что обеспечит минимальный расход масла на угар. Учитывая, что, по сути, двигатели делаются на мощностях европейских гигантов в это можно поверить. К примеру, все блоки управления Bosch выпускаются на заводах, расположенных в Китае.
Привод ГРМ, пневмокомпрессора и ТНВД выполнены с задним расположением шестерен, что уменьшает шум агрегатов в кабине, но китайцы не стали полностью использовать весь потенциал этого инженерного решения. В систему не включен гидронасос самосвальной установки, хотя в бетономешалках на данной базе отбор мощности реализован.
Вокруг двигателя практически все блоки имеют шильдик Bosch, так что использование топливной системы Common Rail можно считать обыденным решением. Хотя еще не так давно потолок китайского грузовика был механический ТНВД.
Система забора воздуха претерпела частичные изменения: воздухозаборник и циклонный фильтр, выведенные на кабину, остались без изменений, а вот на раме полностью изменили корпус фильтра. Теперь на входе есть циклон, а две ступени фильтрующих элементов установлены в единый корпус. Производителем оригинальных фильтров выступил MANN. В итоге система фильтрации входящего воздуха позволит продлить срок службы при работе в условиях высокой пыльности.
Система фильтрации моторного масла представлена двумя полноценными фильтрами, которые работают параллельно. Общая емкость системы фильтрации при таком решении выше, чем у европейских грузовиков, где два фильтра делят нагрузку в пропорции 85/15%. Также фильтрам помогает центробежный масляный фильтр. К единому мнению о его эффективности до сих пор не пришли, но в моторах, предназначенных для работы в тяжелых условиях, их используют DAF, Renault и Scania.
FAW немного улучшили конструкцию центробежного фильтра и добавили сменный картридж для удобства обслуживания. Очищенное масло попадает сразу в поддон. Объем системы смазки 26 литров. Согласно руководству пользователя, производитель рекомендует моторное масло API CH-4 или выше в четырех разных индексах вязкости, в зависимости от условий эксплуатации:
- SAE 0W-40 ниже -30°C;
- SAE 5W-40 от -30°C до +40°С;
- SAE 10W-40 от -25°C до +40°С;
- SAE 15W-40 от -20°C до +40°С.
Система охлаждения заправляется зеленым антифризом класса G11 в объеме 48 литров. Жидкость должна быть изготовлена на основе моноэтиленгликоля.
Вид жидкости | Моторное масло | Антифриз |
Спецификация |
API CH-4 или выше SAE 0W-40 SAE 5W-40 SAE 10W-40 SAE 15W-40 |
G11 зеленый |
Объем, л | 26 | 48 |
Пример жидкости |
SHELL RIMULA R5 E 10W-40 Shell Rimula R4 L SAE 15W-40 |
Universal Kuhlerfrostschutz GTL11 |
Двигатели CA6DM2-39E51 и CA6DM2-42E51
Более мощные версии относятся к линейке рядных 6-ти цилиндровых моторов. Обе модели имеют объем в 11 л, максимальная мощность 390 и 420 л.с., а крутящий момент 1900 и 2100 Нм, соответственно.
Турбина устанавливается от одного из ведущих мировых производителей Holset, так что проблем с данным узлом не возникает на протяжении всей эксплуатации.
Здесь использована аналогичная система очистки моторного масла с двумя полноценными фильтрами и принципиально конструктив сохранен от младшего мотора.
Изменения, помимо увеличения рабочего объема и количества цилиндров, претерпела степень сжатия, здесь она 18.3, вместо 17.1 на младшей модели, а также установлены другие форсунки, нагнетатель и ТНВД.
- ТНВД — Bosch2+-6DN1;
- Форсунки – Bosch CRIN2-6DM2;
- Нагнетатель Holset HX55W (иногда можно встретить Honeywell GT45).
Увеличение рабочего объема повлекло за собой большую емкость системы смазки, здесь 38 литров моторного масла, а вот система охлаждения осталась без изменений – 48 литров зеленого антифриза G11.
Вид жидкости | Моторное масло | Антифриз |
Спецификация |
API CH-4 или выше SAE 0W-40 SAE 5W-40 SAE 10W-40 SAE 15W-40 |
G11 зеленый |
Объем, л | 38 | 48 |
Пример жидкости |
SHELL RIMULA R5 E 10W-40 Shell Rimula R4 L SAE 15W-40 |
Universal Kuhlerfrostschutz GTL11 |
Частые поломки двигателя FAW J6
Хронических болезней, которые свойственным всем двигателям грузовиков FAW J6 нет, но некоторые проблемы возникают у пользователей по причине собственных ошибок.
Одна из главных это перевод автомобилей Евро-5 в класс Евро-2, используя гаражные методы. После этого получается критический перелив топлива в 4-й цилиндр.
Данные моторы имеют возможность легального отключения мочевины и перехода в Евро-3 у официальных дилеров марки. Поэтому проводить перевод в Евро-2 не имеет смысла.
Напоследок отметим, что при проведении капитального ремонта допуск шлифовки головки блока цилиндров не более 0,2 мм, а коленвал отшлифовать не получится, так как упрочненный слой у него крайне тонкий.