Как «чистые» электрички, машины семейства Зикр комплектуются только электромоторами, без ДВС для подзарядки тяговых аккумуляторов. Однако сами двигатели Zeekr отличаются конфигурацией на электромобиле, мощностью и другими характеристиками, а также производителем, причем иногда на одной и той же модели.
Например, на Zeekr 001 до 2023 г можно было встретить как китайские, так и японские электродвигатели, производства Вейруи (TZ220XSA01) и Нидек (TZ184XY180), соответственно. Они отличались по ряду параметров:
- крутящий момент, 686 Нм для Weirui и 768 Нм для Nidec, разница компенсировалась другими передаточными отношениями в редукторе;
- проводом обмоток, у Нидек обычный круглый, у Вейруи плоский;
- габаритными размерами;
- системой охлаждения, у Ниltr масляная, у Вейруи водяная.
Но с 2023 на Зикр 001 (исключая спорт-версию FR) устанавливаются электродвигатели только производства Weirui (глобальная торговая марка VREMT). Но японские силовые агрегаты (электродвигатель+редуктор) можно встретить и на других китайских электромобилях.
Применяемость электродвигателей на моделях Zeekr
По компоновке у Зикра чаще всего применяется одно- и двухмоторные варианты. В случае одномоторной версии двигатель обычно устанавливается на задней оси, т к именно она дополнительно нагружается при интенсивном разгоне.
Исключением является гиперкар Zeekr 001 FR (1265 л. с.), разработанный специально для Европы, с 4 электродвигателями, т е каждое колесо имеет индивидуальный привод.
По типу электродвигателя (ЭД) применяются как синхронные с постоянным магнитом, так и асинхронные ЭД.
Модель Zeekr |
Мощность электродвигателя, кВт Крутящий момент, Нм |
Краткие характеристики разгон до 100 км/ч, с / запас хода, км / расход ЭЭ, кВт/100 км |
001 с одиночным ЭД |
200 343 |
6,9 / 741 — 1032 / 14,6 — 14,9 |
001 с двойным ЭД |
200+200 343+343 |
3,8 / 560 — 656 / 16,4 — 17,1 |
Zeekr 001 FR |
310+620 440+880 |
2,02 / 550 / 20,5 |
007 с одиночным ЭД |
310 440 |
5,6 — 5,4 / 688 — 870 / 12,5 |
007 с двойным ЭД |
165+310 270+440 |
3,8 — 3,5 / 616 — 770 / 14,2 |
009 с двойным ЭД |
200+200 343+343 |
4,5 / 702 — 822 /18,3 |
Х с одиночным ЭД |
200 343 |
5,8 / 560/ н. д. |
Х с двойным ЭД |
115+200 200+343 |
3,7 / 500 — 512 / н. д. |
TZ220XSA01/02 (200 кВт)
Под этим индексом встречаются и другие электромоторы, отличающиеся по мощности и другим характеристикам, поэтому надо уточнять по параметрам, какой нужен.
- мощность — 200 кВт;
- крут. момент — 343 Нм;
- максимальная частота вращения — 16 500 об/мин.
Им комплектуются Зикр 001, 009, также он стоит на задней оси Зикр Х.
Конструктивно силовой агрегат электромобиля состоит из электродвигателя, в данном случае синхронного 3-фазного, сблокированного с ним в одном корпусе понижающего редуктора (выгодней применять быстроходные электромоторы, но они требуют снижения оборотов и повышения крутящего момента на выходе).
От выхода редуктора силового агрегата к колесам расходятся приводные валы, непосредственно передающие крутящий момент. Более длинный имеет промежуточную опору для повышения частоты возможного резонанса. У Зикра подшипник промежуточной опоры выполнен съемным, для упрощения ремонта при необходимости.
Сам электродвигатель состоит из корпуса с установленными внутри обмотками статора и вращающегося на валу ротора. Для ЭД переменного тока на верху электродвигателя дополнительно устанавливается инвертор, преобразующий постоянный ток, поступающий от тяговой батареи, в трехфазный переменный, необходимый для питания электродвигателя.
Номер двигателя
Приведен на табличке, прикрепленной к двигателю, вместе с другими параметрами.
Некоторые данные о масле редуктора
Электродвигатель | Заправочный объем, л | Марка масла |
Nidec (Япония) TZ184XY180 |
1,6 | IDEMITSU MOTF TS-1 |
Китайские:
|
0,9 | Dexron VI (аналог, оригинальное масло Lynk найти сложно) |
Сроки замены
Пробег между заменой масла для Европы установлен 40 т. км, для Китая и России — 20 т. км. Однако, как показала практика, ТО-0 с заменой масла в редукторах на 2 000 км необходимо, т к к 20 тысячам на магните пробки скапливается значительное количество стружки.