Многие пользователи Toyota RAV4, в том числе, и владельцы автомобилей вторичного рынка, задаются вопросом, какое масло лить в вариатор этой модели, после его замены, а также после ремонтно-восстановительных работ. Что касается бесступенчатой трансмиссии переднеприводного RAV 4, то он может быть оборудован одним из родственных вариаторов, собственного (а на самом деле -Aisin) производства под маркой К111, К112 или К114. В то время, как полноприводные версии этого транспортного средства могут быть оснащены одним из модернизированных (усиленных) CVT под обозначением K111F, K112F, а также K114F.
Все эти высокотехнологичные коробки передач, являются производными вариантами вариаторов K111-K111F. Они производились концерном в период, начиная с 2005-го и вплоть до 2019-й год, и ставились на такие модели как RAV 4 и Estima, а также на Alphard и Blade, которые оснащены 2,4-литровым мотором 2ZR-FE.
Так, как эти трансмиссии, по сути, являются последовательно улучшенными агрегатами целого семейства K1 с почти одинаковыми техническими параметрами, поэтому в дальнейшем будем рассматривать актуальные характеристики коробки передач под индексом K112.
Технические характеристики Тойота K112
Какая конструкция CVT и принципы её работы?
Собственно, принцип работы трансмиссии CVT (что является аббревиатурой Continuously Variable Transmission, а последнее в переводе означает «бесступенчатая трансмиссия») предполагает взаимодействие двух с раздвижными ребордами шкивов с помощью натянутого между ними ремня.
Ведущий шкив – это тот, что является соединенным с двигателем. А ведомый – это шкив, который передает вращательные усилия к ведущим колесам.
Реборды, из которых состоят шкивы, когда приближаются друг к другу, то выталкивают ремень ведущего шкива наружу. А в это время ремень, находящийся между ребордами ведомого шкива опускается внутрь. Выходит, что когда рабочая часть ведущего шкива увеличивается в диаметре, то в это же время величина рабочего диаметра ведомого шкива уменьшается.
Величины их диаметров изменяются непрерывно и синхронно, а, значит, передаточное отношение также изменяется, во-первых, без разрыва потока мощности, и, во-вторых, постоянно или бесступенчато.
Итак, в тех случаях, когда рабочий диаметр ведущего шкива меньше ведомого, то автомобиль будет ехать на пониженной скорости. Когда рабочие диаметры шкивов равны — это будет реализовываться прямая передача от двигателя к колесам. А если рабочий диаметр ведущего шкива больше рабочего диаметра ведомого шкива, то автомобиль будет ехать на повышенной скорости.
Принцип работы ЭБУ вариатора
Управление работой вариатора осуществляет ЭБУ, или блок управления с электронной начинкой, который состоит из центрального процессора, контролирующего устройства , а также гидравлического исполняющего узла, который надлежащим образом регулирует работу шкивов.
При этом ЭБУ, осуществляя сбор информации, получает данные:
- о положении педали газа или дроссельной заслонки;
- об оборотах двигателя;
- об актуальной скорости автомобиля, о том, каковы обороты силового агрегата.
И, анализируя эти сведения, центральный процессор по соответствующему алгоритму определяет, какое должно быть оптимальное передаточное отношение для данного режима движения автомобиля. При этом сигналы от ЭБУ передаются на гидроблок, где формируется величина давления, которая соответствует выбранному электроникой режиму езды. А значит и рабочих положений ведущего и ведомого шкивов.
Выходит, что в немалой степени надёжность работы вариатора зависит от масла, которое, помимо обеспечения рабочего давления на реборды шкивов, осуществляет смазку всех внутренних элементов CVT. А это значит, что масло подвержено загрязнению продуктами их износа и должно через определенное время подлежать замене.
Свежим маслом вариатор не испортишь
Что касается применяемого трансмиссионного масла, то до апреля месяца 2012-го в вариаторах линейки К1, а это целая их серия, начиная с K111F, и заканчивая K112, а также K112F использовалось минеральное масло Toyota CVT FLUID c обозначением FE. А до этого времени в эти вариаторные коробки лили с завода масло Toyota CVT FLUID с индексом TC.
Последние две буквы в обозначении масла указывают на степень ее вязкости и смазочная жидкость с индексом FE, обладает повышенной текучестью, чем масло TC.
Рассматриваемые здесь вариаторы, впрочем, как и все CVT коробки передач очень придирчивы к качеству и к актуальному состоянию трансмиссионной смазки. Поэтому для замены надо брать только масло-оригинал для вариаторов. А также фильтрующий элемент, который расположен в поддоне коробки.
При этом нет каталожного номера оригинального фильтра для вариатора, так как Toyota считает его не подлежащим обслуживанию, а, значит, и несменяемым. Тем не менее подобные, но неоригинальные фильтрующие элементы есть в каталогах других компаний. Например такие аналоги, как :
- FTC1111V-10112;
- COB 113160AP;
- Asakashi JT485K.
Неисправности вариатора RAV4
Характерные признаки того, что в скором времени грядут неисправности или вот-вот случится поломка и будет необходима либо замена или ремонт вариатора RAV 4:
- появляется шум, вариатор начинает пробуксовывать, или, как шофера на своём сленге говорят: «тупить»;
- появляется знак неисправности коробки на панели передач;
- происходит эпизодическое либо постоянная вибрация вариатора (может проявляться вследствие износа подушек);
- при переводе режима езды появляются рывки (как в горячем, так и в холодном состоянии агрегата);
- наблюдается такое явление, как наличие рывков трансмиссии.
Из многолетнего опыта эксплуатации вариаторов RAV4 наши коллеги по гаражам выяснили, что наименьшим ресурсом при агрессивном дорожном поведении обладают подшипники, которые выхаживают при резких ускорениях и торможения не более 70-80 тыс. пробега.
На втором месте, ожидаемо находится слабая надёжность ремня, который надо менять при 100 тыс. пробега.
В качестве итогов
Если автомобиль Toyota RAV4 был произведён после ноября 2015-го, и он является транспортным средством жителя России одного из северных её регионов, то при замене в вариатор следует лить более «густое» трансмиссионное масло под обозначением Toyota CVT FLUID TC. Эта рекомендация, исходящая от Toyota обоснована тем, что после того, как на заводе в вариаторы начали лить масло с индексом FE стали массовыми случаи повышенного износа, как самого седла, так и клапана, который ответственен за продолжительность включенного состояния вариатора. Что проявлялось подёргиванием трансмиссии при езде и повышенной температурой масла.
Симптоматика такого поведения вариатора устранялась с помощью замены масла на более густое.