Сегодня поговорим о зарядках для электромобилей Zeekr 001 и Zeekr 007. Марка – дочерняя компания известного китайского производителя Geely. Первая модель электрокара Zeekr появилась ещё в 2021 году, а сегодня линейка представлена уже несколькими дорогими электромобилями – лифтбеком 001 и седаном 007.
Итак, вы собираетесь или уже купили электрокар Zeekr. Главная проблема для любого владельца такого авто – где заряжать машину в условиях городского пространства? Сразу скажем, что собственная зарядка в гараже или дворе частного дома – это отдельный вопрос.
Базовые данные
Электромобили Zeekr имеют два зарядных порта:
- «медленную» зарядку на переднем левом крыле;
- «быструю» зарядку на заднем левом крыле.
Оба порта – это китайский стандарт GB/T. Т.е. просто «воткнуть» европейскую или японскую зарядку, которые пока преобладают в России, не получится. Лучше всего установить на смартфон приложение «2chargers» и включить фильтр по зарядкам Zeekr. После этого можно оценить доступность к ним именно в вашем районе проживания.
«Медленная» зарядка
GB/T AC – это зарядка электрокара переменным током. Машины, которые были выпущены до февраля 2023 года смогут «забрать» от такой зарядной станции около 11 кВт×ч, более поздние выпуски – около 7 кВт×ч. Особенность «медленных» зарядок в том, что они трёхфазные.
«Быстрая» зарядка
GB/T DC – это зарядка постоянным током. Zeekr за один час «забирает» порядка 170-180 кВт×ч. Но часто в крупных городах устанавливают станции на 60, 70, 80 и 90 кВт×ч. Естественно, процесс «заправки» машины будет идти медленнее.
Ёмкости батареи и скорости зарядки
Электрокары Zeekr обладают:
- 001 – батареей ёмкостью 140 кВт×ч и запасом хода 641 км;
- 007 – батареей ёмкостью 100 кВт×ч и запасом хода 870 км.
В России есть электромобили Geely Zeekr с «базовыми» аккумуляторами на 86 кВт×ч, но их крайне мало. Обновлённая версия обладает АКБ увеличенной до 140 кВт×ч ёмкости.
Сколько длится зарядка?
Это вопрос чистой математики. От «медленной» зарядки машина получит 7 кВт×ч умножить на 10 часов примерно 70% от номинального заряда, т.е. около 70 кВт×ч. От «быстрой» зарядки восстановить энергию аккумуляторной батарей можно меньше, чем за час. Единственное отличие «медленны» от «быстрых» зарядных станций – сила тока, которой они подпитывают аккумуляторные батареи.
Как выглядят зарядные порты
«Медленный» порт GB/T AC Geely Zeekr имеет вот такой вид:
Обратите внимание на красные стрелочки. Они указывают на пустые контакты. Если на вашем Zeekr такие же, то вам подойдёт однофазная зарядка на 7 кВт×ч. Если контакты рабочие, как в среднем ряду, то электрокар предназначен для зарядки от трёхфазной станции на 11 кВт×ч.
«Быстрый» порт GB/T DC выглядит следующим образом:
Резонный вопрос: «А что за крышечка над ним?». Это резиновая заглушка, защищающая контактную группу от воды. Кстати, на заводе её не устанавливают. Дилеры доукомплектовывают машину в рамках предпродажной подготовки.
В закрытом виде порт выглядит так:
Что делать, если «быстрой» зарядки в городе нет?
Если в городской локации отсутствуют «быстрые» зарядки для Geely Zeekr 001 и 007 – это ещё не повод для паники. Но повникать в различные разъёмы стандартных зарядок придётся. В принципе, в этот вопрос всё равно нужно будет углубиться, если планируете выезжать на своём электрокаре в другие города или совершать межобластные рабочие поездки.
Все основные разъёмы зарядных устройств для электромобилей выглядят так:
«Медленная» зарядка: бюджетные решения
Самый распространённый тип «медленной» зарядки, которым часто пользуются «зикроводы» — европейский Type 2. Поищите такие по вашему городу с помощью вышеупомянутого приложения «2chargers». Наверняка, их вы точно найдёте. Имеют они вот такой вид:
Такие зарядки могут «отдавать» до 22 кВт×ч, но для Zeekr достаточно 7 кВт×ч или 11 кВт×ч. Внешне такая зарядка практически идентична «медленной» GB/T, но «воткнуть» её не получится. Необходим переходник. Переходники с Type 2 на GB/T недорогие, их можно приобрести и на WB, и на Ozon. При поиске необходимо вводить в строке «Переходное устройство Type 2 GBT».
Переходник имеет примерно такой вид:
Однофазные и трёхфазные переходники практически схожи по цене. Но брать откровенную «дешёвку» не рекомендуется. Устройство будет сильно перегреваться в процессе заряда и, в конечном счёте, может просто оплавить контактны порта электромобиля.
«Домашняя» зарядка
Те, кто живёт в собственном доме и эксплуатирует электромобиль Zeekr, часто обустраивают «быстрые зарядки*» прямо на придомовой территории. В открытом доступе полным-полно таких примеров. Выглядит такая самодельная станция примерно так:
На всё про всё требуется порядка 30 000-35 000 рублей.
- — В начальной точке ввода устанавливается защитный автомат на 50А;
- — Сама линия протягивается с использованием кабеля сечением 6 мм (двух- или трёхжильным);
- — В коробе устанавливается ещё один защитный автомат номиналом 40 А.
Обязательный электроприбор – обычный бытовой счётчик электроэнергии.
Для «домашней» зарядной станции необходимо и рабочее заземление. Самый простой способ – вбить рядом с зарядкой арматуру и подсоединить к ней «земляной» провод.
*- в данном случае это не та быстрая зарядка, которая на электрозарядных станциях, хотя и быстрее бытовой. Ограничителем является допустимая нагрузка на бытовой счетчик и электросеть по улице. Понять возможности зарядки можно, посмотрев номинал автомата защиты возле счетчика:
- 16 А ~ 3,5 кВт;
- 25 А ~ 5,5 кВт;
Автоматы на 40 и выше ампер бытовым потребителям РЭС практически не ставит (без дополнительной «мотивации»). Быстрой эту зарядку можно назвать только в том плане, что на отдельном счетчике не запитаны энергоемкие приборы в доме, в противном случае автомат защиты будет просто выбивать.
Частично обойти это ограничение зачастую можно прокладкой собственной кабельной линии до ближайшей подстанции, но это недешево и требует долгих согласований с местными электриками (РЭС) — прим. ред.