Что может быть общего у гибридных полноприводных кроссоверов LiXiang линейки L7/L8/L9 помимо того, что это продукция Li Avto, кроме общей платформы и похожей внешности — это наличие у них одинаковой последовательной энергетической установки EREV. Которая способна изменить предвзятое отношение нашего брата об электрическом транспорте.
Кстати, Li Auto — самый известный производитель последовательных гибридов в Китае. По сути объекты нашего внимания, являются результатами модернизации нашумевшей в свое время в Поднебесной дебютной модели Li One. В сравнении с этим стартапом у объектов нашего обзора больше мощность и ресурс силового оснащения, а также существенно увеличен запас хода.
Три мотора на троих, особенность Лисянов
Вся эта линейка кроссоверов изначально была реализована в качестве последовательных (EREV) и подзаряжаемых гибридов, не претендуя при этом на чисто электрические модификации.
- батарею ёмкостью 42,8 кВт·ч.
- передний синхронный с наличием постоянных магнитов электромотор, развивающий 177 л.с;
- а задний, такого же типа — 272 л.с.;
- с итоговой линейной мощностью, равной 449 л. с.;
- суммарным моментом вращения в размере 620 Нм;
- бензиновый турбодвигатель, который форсирован до 152-х или 154 конских силы.
Ниже на скринах доказательства того, что LiXiang L7/L8/L9 обладают одинаковой энергетической начинкой:И чтобы, как говориться, лишний раз не вставать приведём технические данные их ДВС под обозначением 2LE15M:
Объем двигателя, см3 | 1496 |
Мощность максимальная, л.с. | 152 -154 |
Потребляемое топливо | Бензин АИ-95 |
Расход, л/100 км | 7.1 |
Тип двигателя | Рядный, 4-цилиндровый |
Нагнетатель | Турбина |
Привод клапанов | DOHC |
Количество клапанов на цилиндр | 4 |
Знакомство с 2LE15M, китайский мотор с немецкими корнями
Итак, бензомотор под маркой L2E15M, встречается на всех моделях Li Auto L-серии (L7, L8, L9). Это, как видно из таблицы, 1,5-литровый 4-цилиндровый турбомотор, а мы добавим — с наличием прямого впуска и алюминиевого корпуса. Благодаря турбине его мощность равна 152 — 154 л.с. Он играет роль привода генератора, который в свою очередь заряжает батарею либо осуществляет передачу электроэнергии к тяговым электромоторам. Запас мощности которых вполне достаточен для того, чтобы, например, тот же большой и тяжёлый (весом в 2 с половиной тонны) автомобиль L9 разгонялся до 100 км/ч всего лишь за 5,3 с.
Этот движок для Li Auto производит компания Power Xinchen, одна из многочисленных китайских партнёров BMW.
Между прочим, это первая компания вне пределов Германии, кому BMW с 2017 года по лицензионному соглашению предоставила возможность собирать свои моторы. За годы производства, с учётом опыта эксплуатации все «болячки» этой силовой установки постепенно устранялись, и теперь это надёжный агрегат с наличием высоких ресурсных возможностей в пределах 300-350 тыс. пробега.
В L2E15M применён термодинамический цикл Миллера с его отличительной особенностью, когда поршень сжимает смесь топлива с воздухом только на последнем 70-80 процентном этапе такта сжатия, что обеспечивает повышение КПД этого движка до 40 с лишним процентов. При этом подобный параметр обычного бензинового двигателя составляет не более 25 процентных пункта.
Помимо всех прочих инноваций в L2E15M реализована улучшенная цифровая система управления турбиной, что в совокупности позволило обеспечить достижение высокой удельной мощности.
При этом, как объясняют первые пользователи гибридов LiXiang, что в режиме работы ДВС на малой скорости этот бензиновый движок питает лишь задний электромотор. А вот когда резко нажать на газ, то ДВС через электродвигатель и редуктор начинает вращать и передние колёса. При этом к заднему электродвигателю параллельно подключится батарея. Тем самым автоматически включается полный привод.
Особенности режима рекуперации
Как объясняется в описаниях режимов работы двигателей гибридов, что процесс преобразования кинетической энергии наката в электрическую с передачей ее в аккумуляторную батарею чаще всего происходит именно с участием переднего электромотора, чем с помощью заднего. А вот сама батарея, напротив, чаще подключается к заднему электродвигателю, чем к переднему.
Однако неизменным является такой алгоритм электронной прошивки гибридов Li Avto — это когда в АКБ останется заряда меньше 20 процентов, то бензиновый движок автоматически запускается для подзарядки батареи.
Принцип работы синхронных электромоторов
Рассмотрим принцип работы синхронных электродвигателей, используемых в линейке автомобилей LiXiang. Синхронная электрическая машина — это агрегат, ротор которого вращается с такой же скоростью, как и скорость магнитного поля статора. Если говорить о двигателе, то частота оборотов его ротора совпадает с частотой поля статора, возбуждаемого с помощью электрического тока. Иначе говоря, ротор вращается синхронно с магнитным полем статора отсюда и название — синхронный двигатель.
Синхронные машины обратимы — они могут работать, как в режиме двигателя, так и в качестве генератора.
В виде итогов
Линейка LiXiang L7/L8/L9, по мнению авторитетных экспертов в области электротранспорта, являются самыми высокотехнологичными кроссоверами в мире.
Одного заряда, например, L9 достаточно на 215 км дистанции в электрическом режиме. А в связке батареи с ДВС он может проехать ни много, ни мало, а 1 тыс. 315 км. При этом расход топлива у бензодвижка равен всего лишь 0,9 литра на 100км пути с заряженной и 7,8 литра на сотню дистанции с разряженной батареей.
Что касается ресурсного потенциала этих гибридов, то на 300 — 350 тыс. км беспроблемного пробега — это вполне достижимый результат даже в условиях национальных особенностей российской эксплуатации.